Главная > Информация

Технология изготовления серебряных приборов сервировки стола

Ассортимент изделий столового серебра, который выпускался на крупных ювелирных заводах СССР, был весьма ограничен, это объяснялось тем, что производить большое количество типов разнообразных изделий весьма затратное дело с точки зрения подготовки производства (необходимо было задействовать большое количество разного оборудования и изготовить огромное количество разнообразной оснастки). Поэтому к разработке дизайна изделий привлекались лучшие художники, технологи и искусствоведы. В результате их совместной работы были подготовлены к массовому выпуску несколько серий дизайна изделий. Некоторые серии изделий, такие как: «дубок», «Киев», «Фаберже», «централь» - были весьма качественно проработаны как с художественной, так и с функциональной точки зрения и оказались весьма популярными и востребованными у покупателей. Изделия этих серий и в настоящее время пользуются проверенной десятилетиями популярностью, как у коллекционеров столового серебра, так и у широкого круга любителей прекрасного.

Подавляющее число изделий столового серебра, выпущенных на крупных ювелирных заводах СССР, было изготовлено методом «штамповки». Это обстоятельство было обусловлено не только значительно меньшей себестоимостью производства изделий по сравнению с себестоимостью изготовления изделий методом литья, но и гораздо более высокими потребительскими свойствами таких изделий. Улучшение основных потребительских свойства изделий, таких как прочность и износоустойчивость заметно увеличивали срок их службы, что, конечно же, было очень важно для изделий из драгметаллов, особенно таких весомых и соответственно более дорогих, чем ювелирные изделия из серебра.

Механические свойства предметов сервировки стола, изготовленных методом «штамповки» значительно выше по сравнения с изделиями, изготовленными способом литья. Объясняется это благодаря использованию определённых технологических приёмов, которые были применены в процессе производства. Лист серебра перед вырубкой изделий не подвергался полному термическому «отпуску» и уже имел достаточно высокую жёсткость, а после заключительной операции «штамповки» изделия приобретали ещё более высокую жёсткость, близкую к максимально возможной для данного сплава, но в тоже время ещё не становились хрупкими.

Штампованные изделия достаточно хорошо сопротивляются изгибу (пружинят) в отличие от литьевых изделий, которые легко могут быть деформированы даже небольшим усилием. Также следует отметить и то обстоятельство, что штампованные изделия имеют более высокую твёрдость по сравнению литьевыми изделиями. И именно это обстоятельство позволяет пользоваться изделиями по назначению достаточно продолжительное время до появления следов заметного износа. Т.о. срок службы штампованных изделий значительно выше, чем у изделий изготовленных методом литья. В этой связи изделия, изготовленные методом литья, стараются не использовать для повседневного применения, а только лишь изредка, например, для сервировки праздничного застолья.

Технология изготовления ножа с серебряной ручкой кардинально отличается от изготовления ложек и вилок. Нож представляет собой сборочную единицу с высокой долей ручных операций. Изготовление ножа включает как достаточно простые операции штамповки клинка и двух половинок ручки, так и довольно трудоёмкие и уже ручные операции по сборке изделия.

С начала 50-х годов прошлого века клинки ножей изготавливают из специального сорта так называемой «медицинской» нержавеющей стали. Именно из такой стали изготавливают скальпели, пинцеты, зажимы и другие медицинские инструменты. Этот сорт стали обладает высокой твёрдостью и износоустойчивостью благодаря высокому содержанию углерода и хрома, а отсутствие никеля среди легирующих компонентов придает ей также и антиаллергенные свойства, что очень важно для предметов, которые непосредственно соприкасаются с пищей.

Сборка ножа включает следующие основные операции: пайка серебряным припоем двух половинок ручки; заполнение, полученной в результате пайки, полой ручки специально подготовленным кварцевым песком; внесение гранул высокотемпературного припоя в зону расположения хвостовика клинка; монтировку хвостовика клинка в полую ручку с последующей юстировкой и закрепкой искомой сборочной единицы в специальном кондукторе, исключающем взаимное смещение ручки относительно клинка, и, наконец, пайку изделия в муфельной печи. Затем медленное охлаждение, извлечение из кондуктора готового изделия, визуальный контроль качества изделия и заключительные операции по шлифовке и полировке всего изделия.

Таким образом, трудозатраты по изготовления ножа были значительно выше, чем при изготовлении, той же вилки или ложки, что, конечно же, сказывалось на  цене ножа. Стоимость ножа в торговой сети магазинов «Росювелирторга» была практически равна стоимости вилки, хотя драгметалла по весу в ноже было примерно в два, а иногда и в три раза меньше чем в вилке. Следует отметить, что у всех ножей с серебряными ручками, которые выпускались на заводах  СССР, вес серебряной ручки составлял примерно 1/3 часть от веса самого изделия.